ЛИДИЯ ТИМОШЕНКО. УВИДЕТЬ ВПЕРВЫЕ
С 12 по 23 декабря в галерее «Открытый клуб» пройдёт выставка «Лидия Тимошенко. Увидеть впервые» — результат масштабной реставрационной работы. Спустя девяносто лет забвения будут показаны сорок живописных полотен, которые долгие десятилетия оставались недоступны зрителям.
Реставрация работ заняла почти год. Значительная часть живописи Лидии Тимошенко была давно снята с подрамников — вследствие многочисленных переездов, стеснённости в средствах и отсутствия возможностей для хранения. Сегодня, после восстановления, полотна возвращаются к зрителю, позволяя по достоинству оценить ранний этап творчества художницы и ощутить атмосферу молодой советской страны 1930—1940-х годов.
Особое место в экспозиции занимают образы того времени: пионеры, авиамоделисты, колхозники — персонажи, которые наполняют живопись Л. Я. Тимошенко ощущением энергии и предвкушения перемен. Также будут представлены живописные пейзажи и натюрморты.
Лидия Яковлевна Тимошенко (1903, Санкт-Петербург — 1976, Москва) — советский художник-живописец, иллюстратор, преподаватель. Член Союза художников СССР, член Общества «Круг художников».
Училась в Государственном художественно-промышленном техникуме, в ГИНХУКе и в аспирантуре Академии художеств. Совершала творческие командировки в колхозы и коммуны. В 1932 году приняла участие в выставке «Художники РСФСР за XV лет». Работала в экспериментальных литографских мастерских ЛОССХа и МОСХа. В 1950-е и 1960-е годы создала две серии иллюстраций к «Евгению Онегину» — в технике гризайли и в технике цветной литографии. Работы художницы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, художественных музеях Пскова, Новосибирска, Ярославля, Костромы и других городов.
Внучка Лидии Тимошенко — Нина Кибрик, художник:
«История Искусства — это история Любви, это роман, это легенды и мифы... Вот иконы иногда приплывают по реке, или вдруг их находят на стволе дерева в лесу. А произведения Искусства, иногда целые наследия, могут исчезнуть, быть утрачены или обнаруживаться спустя большой промежуток времени. Иногда теряется имя автора — и отсюда целая армия «неизвестных художников». Блажен, кто сохранился в этой истории, кому повезло.
Моя Бабушка — Лидия Яковлевна Тимошенко — прожила жизнь, похожую на роман (1903—1976). Она была Художницей в XX веке. Веке, в начале которого женщин-художниц насчитывались единицы, и им всей силой характера, убеждённостью, порой красотой своей приходилось прорубать себе путь, постоянно доказывая своё право рисовать, создавать Искусство; а вот в конце XX века в художественные институты поступали уже преимущественно девушки… Но Лидия Тимошенко начинала в 1920-е годы и производила сильное впечатление на окружавших её талантливых ленинградских художников общества «Круг» и внешностью, и умом исследователя-мыслителя, и, главное, талантом рисовальщика, живописца-колориста, тонкого литографа и даже скульптора (последнее не сохранилось совсем). Послереволюционная юность, личные драмы, арест отца, смерти детей и воспитание выживших двоих сыновей, арест мужа, голод и неприкаянность в эвакуации, страсть и измена, трудный советский быт после весьма обеспеченного и защищённого дореволюционного детства, пытки выставками, болезни — через все испытания пришлось пройти. Но она никогда не предавала своё творчество. Никогда не кривила душой: просто не могла, не в состоянии была быть заказным ангажированным художником. Не прославляла и не чернила действительность, сознательно запретила себе изображать боль и горе. Искала в жизни зёрна настоящей, не парадной радости, свет детства, энергию юности. Делала, что хотела и любила, и только это. Даже заоблачную мечту об иллюстрировании ни больше ни меньше как «Евгения Онегина» обожаемого ею Пушкина исполнила. И не один раз, а дважды! Создала два обособленных полноценных варианта.
А ещё воспитала замечательных сыновей, а из младшего — Саши Кибрика — вырастила большого учёного и себе Друга, помощника, спутника, который, женившись на прекраснейшей из девушек — Нине Коваль, создал союз сердец, преданных Искусству его возлюбленной Мамы. И, после материнского ухода, они вдвоём, отодвинув любимую работу — лингвистику — стали практически ещё и искусствоведами, исследуя, систематизируя и пропагандируя творчество Лидии Яковлевны. Они провели 16 посмертных её выставок по разным городам Советского Союза, растя на этом своих детей — моего старшего брата и меня. Двадцать лет они дешифровывали и обрабатывали дневники и письма Художницы, стремясь издать большую книгу о ней. И через 20 лет книга «Реальность других измерений» в издательстве «Прогресс-Традиция» была-таки издана.
Много было чудес в судьбе Лидии Тимошенко и при жизни, и после её ухода. Но есть в её наследии и «белые пятна», загадки. Одна из них — это целый пласт живописных холстов, много десятилетий пролежавших снятыми автором с подрамников. Совершенно очевидно, что причинами для такого хранения стали бытовые и исторические обстоятельства — переезды, стеснённость в средствах и нехватка подрамников, ещё что-то, чего мы не знаем. Работы в рулонах ничуть не уступают по качеству многократно выставлявшимся и изданным работам, натянутым и обрамлённым, многие из которых разошлись по лучшим музеям (Третьяковская галерея, Русский музей, Псковский историко-культурный заповедник и многие другие). Первая встреча зрителей с этими холстами случилась в 2005 году, когда куратор выставки Лидии Яковлевны в галерее «АРТ-Диваж», в будущем названный «крёстным отцом» Тимошенко, — Ильдар Галеев — занялся рулонами: натянул и отреставрировал целый корпус её ранних работ.
Прошло ещё 20 лет. Сына и уникальной невестки уже нет… Ушло целое поколение. Остались лишь мы, «очень взрослые дети», и наши дети и внуки. Жизнь стремительно движется. «Онегин» переиздаётся в обоих вариантах в Петербургском издательстве «Речь». Выставки и вечера памяти идут, воскрешая Художницу, а она, в свою очередь, не даёт о себе забыть, подстёгивает кнутом зрительского интереса нас, потомков. И вот происходит чудо. Приходит человек, который загорается от огня Лидии Яковлевны и хочет её вернуть…
Вадим Гинзбург — хозяин выставочного пространства «Открытый клуб», полноценного исследовательского центра в сердце Москвы, — решает вернуть человечеству ещё целый пласт пролежавших уже 90 лет в рулонах живописных ранних (довоенных) произведений.
Выставка в «Открытом клубе» — с 11 декабря 2025 года — настоящая культурная сенсация! Мы увидим на ней то, чего никто из ныне здравствующих не видел и не мог видеть натянутым на подрамник: 40 отреставрированных работ Лидии Тимошенко 1930—1940-х годов. А так и хочется сказать: «Новых!» Художника нет уже 49 лет, а он дарит миру новое, доселе невиданное! Так и ловишь себя на мысли, что это свеженаписанные работы! Такое пропустить нельзя. Глубочайшая благодарность волшебникам, вернувшим нам время и Художнику — жизнь, — Вадиму Гинзбургу и его команде!»
Открытие выставки: 11 декабря, 19:00 — 22:00
Даты работы выставки: 12 — 23 декабря 2025 г.
Режим работы: каждый день с 16:00 до 22:00, среда — выходной.
В дни проведения мероприятий время работы выставки может отличаться. Перед посещением просим проверять актуальное расписание на сайте.
Вход свободный
Подробности
- Открытие: 11 декабря 2025 г. в 16:00
- Дни работы: 12 декабря — 23 декабря 2025 г.
- Выходной: Cреда

